Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования является хоровое пение. Нет более верного пути для приобщения людей к русским сокровищам духовной, классической музыки, к гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и современного.
Подлинное приобщение к миру хоровой музыки - непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена. Каждому ребенку свойственно желание быть умнее и лучше, догадливей, и всесторонне развитей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение. Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности.
Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Любовь к своему делу – главная особенность песенного коллектива.
Задачи школьного хора:
- воспитание интереса и любви к хоровому искусству, художественного вкуса, формирование потребности в коллективном музицировании;
- развитие и обогащение музыкальных знаний, формирование умений и навыков по основам вокального искусства;
- развитие активного, осознанного восприятия учащихся лучших образцов мировой музыкальной культуры и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений;
- приобретение опыта хорового исполнительства;
- развивать у учащихся систему ценностей, связанных не только с музыкой (вокально-хоровое развитие), стимулировать их эстетические, духовно-нравственные, коммуникативные качества и проявления при взаимодействии, как в хоровом коллективе, так и вне его;
- сформировать готовность к активной концертной, музыкально-просветительской деятельности через участие в хоровых конкурсах, фестивалях, концертах.
Самоуправление в хоре
Хор — это, прежде всего коллектив. Каждое занятие — это собрание единомышленников, любителей музыки, хорового искусства.
Подчинить свое «Я» задачам и целям коллектива — одно из правил его участников. Только тогда дело, которым занимается коллектив, станет делом каждого, когда в него вложены общие усилия, общий труд.
Самоуправление — это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает наклонности школьника. Надо стараться сделать так, чтобы каждый участник хора как-то проявил себя.
С первых же шагов, с первых занятий руководитель должен стремиться окружить себя активом детей, создать условия, при которых наиболее полно проявляются организаторские и другие общественные способности большинства хористов, сделать так, чтобы каждый из хористов считал все, что касается хора, своим делом. Для этого желательно всех участников хора проверить на каких-то простых задачах организационного характера. Скажем, все по очереди дежурят по хору, но дежурный обязан не только доложить руководителю о количестве присутствующих и об их готовности к занятиям.
Руководитель хора
Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю.
Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем. Руководитель хора должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой работе всего себя.
В задачу руководителя хора входит:
· подбор репертуара;
· музыкально-педагогическая деятельность;
· организация и проведение репетиционной работы